Александр Мельник,
курсы журналистики Валерии Губренко,
, Интервью студента Kурсы журналистики Валерии Губренко Киев
Своим творчеством ДИЧ (дуэт имени Чехова) проложил себе дорогу на «большую» юмористическую сцену, и его юмор понимают даже в странах Прибалтики.
О причинах своего успеха рассказывает актер и сопродюсер народного скетч-шоу «Файна Юкрайна», резидент украинского и российского камеди Андрей Молочный.
Андрей, расскажите, откуда появилась идея создать «дует имени Чехова»? Ведь весь камеди сейчас — это в прошлом КВН, каков был ваш путь в камеди?
Дело в том, что и за моими плечами целых 12 лет КВНа. Я играл в команде «НА УШАХ», она даже была полуфиналистом и финалистом тогдашней открытой украинской лиги Маслякова. Транслировалась она в то время на канале 1+1, и со своей командой я доходил до полуфинала, где мы проиграли «95 кварталу». Потом я играл в Луганском «ВА БАНКе», в котором я, кстати, и познакомился с Андреем Бурымом, с этими ребятами мы тоже доходили до финала, занимали второе место в Украинской лиге. После этого — сборная Киева «АЛЯСКА», которая была участником высшей лиги. В ней я играл вместе с Антоном Лирником, а против него играл когда был в команде «НА УШАХ». По клубу веселых и находчивых меня люди уже узнавали, но это было редко, в основном только ярые любители, ведь команда КВН это 15 человек, на сцене постоянная суета, и один человек, естественно, особо не выделяется и не раскрывается на сцене — он сливается в одно целое с командой. Поэтому показать себя и свой творческий потенциал в команде не было ни малейшей возможности. В принципе там все номера, в том числе и те, которые я писал, были очень похожи на то, что мы сейчас делаем с Лирником. Но в «клубе веселых и находчивых» никогда никто не даст показывать 6 минут один номер, потому как всего 5 минут длится выступление всей команды. Игра в клубе построена на динамичности, все скомкано и делается очень быстро. Тем не менее, он был серьезной школой, в которой я фактически всему научился, чем пользуюсь до сих пор. Мне там повезло познакомиться с людьми, которые мне дали хорошие практические навыки сценарной и режиссерской работы. Так что они стали очень мощным фундаментом, и я рад, что в свое время этим занимался. Хотя надо сказать, что оно абсолютно не приносило денег, и часто было стыдно признаться, чем я занимаюсь.
Период КВНа длился где-то с 95 года по 2006. После чего были попытки открыть свое дело, была даже своя компания, хотя особых успехов не было, перспектива не вырисовывалась, так как необходимо было финансирование. А его не было. И естественно, я опять вернулся к тому, что уже хорошо умел делать – к творчеству. В то время только-только начали выходить на телевидении программы «Вечернего Квартала». Посмотрев на них, а они фактически первые, кто вырос из КВН в Украине и начал что-то делать свое, так вот, посмотрев на них, я подумал: а почему бы и нет, ведь вот у людей получилось! Хотя я тоже до этого задумывался о подобном, но тогда это было тяжело, потому что телеканалы не так были развиты, и они не думали о собственном производстве, а больше полагались на покупку каких-то сериалов, которые уже где-то с успехом прошли, и гарантировано поднимут рейтинг. Это сейчас ведущие телеканалы поняли, что лучше делать свой качественный продукт, и продавать его. Ведь это большие деньги. В настоящее время уже можно начинать делать какие-то проекты, каналы уже начинают об этом задумываться. И вот я встретился с теми людьми, с которыми был уже знаком с игр в разных командах, в том числе с Лирником. Мы собрались, подумали, и в голову пришла идея сделать какой-то клубный проект из пяти или шести человек, которые просто будут показывать разные номера, создавать часовые или полуторачасовые программы из них. Мы это сделали, даже нашли деньги на приобретение сценического реквизита, и начали вести переговоры с различными клубами и предлагать свои услуги. Однако даже тот небольшой гонорар, который мы хотели, клубы не могли нам платить. Они просто не знали, как нас преподнести. Максимум что клубы могли написать на афишах – участники таких-то команд КВН, и это, конечно же, звучало неубедительно. В основном переговоры были безрезультатными, хотя парочка выступлений у нас все-таки состоялась. И вот в какой-то момент, один наш товарищ пришел к нам и увидев что мы делаем, сказал: «так это же русский камеди клаб»! Российского камеди в Украине тогда еще не было, а в России он шел уже по ТНТ. И вот мы вместе сели и посмотрели на то, что сделали наши же «веселые и находчивые» коллеги из России. В то время в московском камеди был период бурного расширения и очень приветствовались проекты открытия филиалов камеди в различных городах. Мы, конечно же, с Мартиросяном по КВНу сталкивались, но его телефона ни у кого из нас не было, и тогда мы быстренько откопали его номер и созвонились. Он любезно пригласил нас приехать в Москву. В Москве сошлись на том, что мы поедем обратно к себе и снимем то, что мы можем показать. Приехав в Киев, мы очень быстро все это сделали, снимали в обычной школе, пригласили своих знакомых, написали номера, кстати, одним из первых номеров был «случай в аптеке». Мы все это сняли, и с этим диском опять в Москву, конечно же, наша «аптека» разорвала всех, ведь это действительно смешно. Мартиросян посмотрел на все это, потом посмотрел на нас с Антоном и сказал, что этот дуэт хоть прямо сейчас можно брать в камеди! Тогда и стал вопрос названия дуэта. В то в время на телеканале «Интер» работал Леонид Мазор, а Джанибекян (Артур Джанибекян – президент и основатель COMEDY CLUB PRODUCTION) его хорошо знал и созвонился с ним, попросил чтоб он посмотрел на нас в Киеве. Мы в это время уже делали вечеринки в одном из киевских клубов, хотя еще не писали на афишах «камеди», но договоренность с Москвой уже была, пока это были просто «вечера юмора». Люди нас полюбили, начали ходить на наши нас, и на одну из таких вечеринок пришел Леонид Мазур, посмотрел наше выступление, а в тот вечер оно вышло очень ярким, и сказал что ему это понравилось и мы можем это снимать. И если разговор с Мартиросяном и Джанебекяном состоялся в апреле, то в июне была договоренность с «Интером», и уже в августе мы отсняли первый материал, который с сентября начал выходить в эфир, вот так и начался украинский «COMEDY CLUB»!
Почему Вы, все-таки, свой дуэт назвали именем Чехова?
Это всегда был один из первых вопросов, которые нам задавали на каждом интервью. Чтоб отвечать на него мы часто придумывали какие-то смешные истории и в итоге они вытеснили из памяти действительную историю. В какой-то момент мы уже сами не могли вспомнить, почему же мы действительно называемся «дуэт имени Чехова». Помню, что был вариант называться «дуэт имени Ленина», а вот чего «Чехова» – так и не помню. Возможно, это произошло потому, что когда мы ездили в Ялту еще с КВНом, были там в бухте Чехова, провели там целый день, купались, все это запомнилось. А может и по причине того, что мы с Лирником очень хорошие сценаристы, и тем близки к литературе. Мы основной упор делаем на тексты, а потом уже доигрываем. Многие пытаются что-то смешное делать, а тексту мало внимания уделяют, а точного происхождения названия я уже не помню.
Есть ли идеи создать что-то свое кроме «Файны Юкрайны»? Расскажите, пожалуйста, о своих планах на будущее, какие есть интересные замыслы?
Да, я сейчас работаю над проектом, рассказывать о нем я не хочу, так как считаю, что сначала должно все осуществиться, а потом уже можно и открывать занавес. Вообще-то сейчас идут московские съемки камеди. Плюс меня пригласили участвовать еще в одном скетч-шоу в Москве на телеканале НТВ. Пока только еду на съемки, поэтому все подробности позже.
Вас восторженно принимают во многих городах и клубах, откуда Вы берете креатив для своих выступлений?
Ну, честно говоря, вопрос ставит меня в непонятное положение, трудно объяснить мыслительные процессы. Грубо говоря – садишься и думаешь, или вот, например, мы едем в машине, о чем-то говорим и вдруг приходит понимание, что это может быть отснято как сюжет. Абсолютно все берется из жизни. Вот чего нет, так это того, что когда надо что-то придумать, то просто садишься и высасываешь из пальца. Этим никогда не занимался, потому что из этого не выйдет ничего хорошего.
Значит, Вы просто позитивный и веселый человек и смотрите на жизнь сквозь призму юмора?
Я не могу сказать, что я очень веселый человек, потому что те, кто со мной близко общаются, говорят, что я на сцене такой веселый, а в жизни, наоборот, серьезный. Зачастую просто я смотрю на жизнь сквозь призму камеры, как бы это снять и потом показать. Вот уже идет второй год «файны», и я каждую ситуацию пытаюсь анализировать с точки зрения съемок. То есть мы берем обыкновенные истории, однако есть и законы юмора, приходится чуть-чуть приукрасить где-то, утрировать, но в целом это жизненные, реальные ситуации.
Как Вы вышли на сцену российский камеди клаб?
Одновременно с началом съемок на «Интере», с 2006 года, мы снимаемся в Москве. Еще с первого диска Гарик Мартиросян сказал про нас «вот этот дуэт мы можем снимать хоть сейчас». В России камеди намного более популярный и смотрибельный проект.
Чем российский камеди отличается от украинского? Какой из них лучше?
Когда мы начинали делать украинский камеди клаб, буквально все, в том числе пресса, и просто люди говорили: « вот русские сделали, а вы опять повторяете, это все будет не то, скучно и т. д.». Нам предрекали недолгую жизнь – полгода максимум. Но ничего страшного не случилось, прошло три месяца, людей стало ходить больше, начались эфиры, и те же люди начали говорить, «ну в принципе хорошо, не хуже чем они (т. е. москвичи), достойно…». Потом прошло еще несколько месяцев и по разговорам все тех же людей мы стали даже лучше чем московские парни. Прошел еще год, и в отзывах слышалось – «хохлы рулят»! Так есть и по сей день. С «Файной Юкрайной» была такая же ситуация только все быстрее и сжатее. На пресс-конференции по «Файне» все скептически отнеслись к ней и сказали, что вряд ли мы сделаем что-то лучше «Нашей Раши». Опять же, через несколько месяцев мы стали одними из первых по рейтингам, и все сравнения отпали сами собой, так как совершенно разные персонажи, разные страны. Приезжая в Москву я вижу, что за эти 18 лет мы действительно стали разными государствами. Поэтому и юмор у каждого свой. Например, в России о политике особо не шутят, и не потому что, как многие думают, нельзя или запрещается. Просто там не смешная политика. Там действительно, власти делают реальные вещи, которые просто не смешные. Мало что смешного можно найти, например, в обращении Медведева, или в его работе. Или Путина. Там объективно мало юмора в политике. Россияне очень уважают свое правительство, каждый россиянин гордится тем что он русский. Чего на мой взгляд не хватает Украине. Там лозунг «Россия вперед» очень актуален. Жаль, что такого нет в Украине. Хотя был некоторый подъем во время оранжевой революции, но это быстро исчезло. Кстати в нашем творчестве это тоже отображалось.
Каковы перспективы камеди? Не угаснет ли он как КВН?
Не думаю, что российский камеди угаснет. Хотя он уже достиг максимума своих высот и широт, и расширяются, они за счет создания продакшн-студий которые снимают фильмы, сериалы, другие проекты. На данный момент это самая мощная в Европе и на постсоветском пространстве компания по производству юмора и развлекательного контента. Аналогов нет. Не могу сказать, как дела обстоят в Америке, но в Европе это самая мощнейшая организация с самыми большими бюджетами.
Не знаю, какова будет судьба украинского камеди, так как кризис, конечно же, ударил по телеканалам, последние наши выпуски были на новом канале в декабре прошлого года. Дальше что будет – неясно, так как ситуация сложилась немного непонятная.
Какое место, на Ваш взгляд, в жизни человека должен занимать юмор?
Думаю не первые три точно. У человека, конечно же, должна быть любовь. Должна быть вера. Он должен занимать какую-то гражданскую позицию по отношению к своей родине, государству. А потом уже, наверное, будет стоять юмор. Нельзя же юмор ставить на первое место, мы ж не рождены для того чтоб только ходить и хохотать. Конечно, необходимо позитивно смотреть на мир, но не ставить смех на первое место. Юмор важен, он помогает, но, опять же, надо знать меру, потому как истерический смех над каждой глупостью это уже нездоровый смех. Ко всем сложностям стараюсь подходить с юмором.
О чем, по-вашему, можно судить в человеке по его чувству юмора?
То с чего человек смеется – говорит о многом! «Дуэт им Чехова» дал уже больше 1000 концертов, мы были во многих странах и городах, видели много разных людей и заведений. И со временем, когда приезжаешь куда-то, то с первого общения с публикой определяешь, от чего они будут смеяться, и пытаешься именно это им дать. У нас есть разные номера.
По юмору можно определить, чем человек живет, что читает, чем интересуется. Очень много можно о нем сказать. Можно оценить, в какой-то степени его интеллект, моральные качества.
Чем отличается российская публика от украинской?
В России мы стараемся показывать более бытовые номера, это то самое, что идет на ТНТ, например разговор отца с сыном, случай в такси и т. д. Житейские сюжеты, шоу-бизнес еще может быть. Есть номер – исключение, который проходит везде с одинаковым успехом. Это серия миниатюр «партизаны», там про гуцульских партизан. Этот юмор вызывает истерики и в Украине, и в Москве, и даже в Риге его понял двухтысячный зал. Русские и украинцы одинаково любят юмор, а то чтоб человек понимал юмор это уже профессионализм артиста. Он должен дать человеку то, что тот поймет. А потребности души к юмору схожи.
Что можно сказать о нашем народе по его чувству юмора, его перспективы?
Мы уже 4 года сильно смеемся над политикой, часто появляются пародии на политиков, я так понимаю, что раз народ над этим смеется, то это уже наболело до такой степени, что аж смешно. И вот когда это пройдет, думаю, начнется следующая ступень развития государства. В целом обидно за страну, так как у нас есть и земля и ресурсы, а мы неправильно всем этим пользуемся. Думаю, что если придет человек, который действительно сможет эффективно управлять страной тогда и изменится жизнь и, конечно же, чувство юмора. Тогда и станет несмешной политика, мы станем смеяться над чем-то другим, это и есть хороший признак выздоровления государства.
Как можно заработать на юморе?
Нас на самом деле атакует масса людей на каждом концерте с расспросами о том, как найти какую-то лазейку и выйти в шоу-бизнес. Но это очень непредсказуемая вещь. Рецептов, как стать артистом — нет. Просто, как и в жизни – надо появиться в нужное время в нужном месте. Например, я 10 лет мучился вопросом: как начать зарабатывать на юморе. Просто многие думают что мы, ничего не делая, раз – и попали в камеди, вот, мол, и я сейчас так пойду. Однажды мы работали на частной вечеринке за городом и наше выступление было последним. И вот поздно вечером, когда все уже разъезжались, я подвозил до города наших заказчиков, и вот эти молодые ребята спрашивали: «как попасть в камеди, ведь мы тоже веселые?». И тут меня прорвало — я им за 30 минут поездки рассказал, как ездил 10 лет по плацкартным вагонам, ел мивину, и то, что кастинги не помогут, пока ты сам себя не сделаешь.
Могу пожелать людям больше читать. Очень пугает то, что сейчас люди перестают читать, все больше смотрят ТВ, интернет… а сам процесс чтения незаменим, во время чтения человек становится умнее, он учится мыслить, он становится грамотным. Побольше читать книги, классическую литературу, там есть много ответов на жизненные вопросы, для людей которые не видят выхода из какой-либо ситуации, это огромный кладезь мудрости.